Интервью с послом Палестины АБДЕЛЬ ХАФИЗ НОФАЛЕМ

Интервью с послом Палестины АБДЕЛЬ ХАФИЗ НОФАЛЕМ

- Господин посол, как вы оцениваете отношения между Россией и Государством Палестина?

- Наше посольство поддерживает отношения между Россией и Палестиной с 1988 года, с момента образования независимого Государства Палестина. Политические интересы Палестины признавали как Советский Союз, так и Российская Федерация, возникшая после распада Советского Союза. Россия всегда поддерживала права палестинцев на мировой арене. Недавно Россия поддержала также позицию Палестины в ЮНЕСКО. Также особое значение для ближневосточного мирного урегулирования имела резолюция ООН об израильских поселениях в Палестине, в принятии которой Россия принимала активное участие.

Хочу особо подчеркнуть позицию по палестинскому вопросу господина Лаврова, Министра иностранных дел России. На конференции по безопасности в Мюнхене он заявил, что есть более важный вопрос, чем арабо – сирийская проблема. Таким вопросом он назвал арабо - палестинскую проблему. Очень важны личные отношения лидеров двух стран, России и Палестины. Президент Палестины  Махмуд Аббас регулярно, не реже 2-3 раз в год, посещает Россию. У него доверительные отношения с господином Путиным.  

Особую роль играют в развитии отношения наших двух стран религиозные отношения. Самая большая православная церковь, из существующих в арабских странах, находится в Палестине. «Православный вопрос» имеет очень большое значение. Мы ценим и уважаем православную церковь. Между прочим, само название «православная» тесно связано с топонимимом «Палестина». Наши культурные отношения базируются на событиях, случившихся еще в древности. 

 

- Чем живет сегодня Государство Палестина?

- Палестинцы - небольшой народ с очень большими возможностями. Начнем с того, что палестинский народ  - самый образованный на Ближнем Востоке. Несмотря на трудности во взаимоотношениях с Государством Израиль, у Палестины много успешных международных проектов. Среди них - добыча природного иерусалимского камня. Внешне он очень похож на белый мрамор. Предприятие по добыче иерусалимского камня находится в Вифлееме.

В Палестине работают успешные строительные компании. Одна из них, SS.com, специализируется по прокладке трубопроводов. Штаб – квартира этой компании базируется в Греции, в Афинах. Один из реализованных этой компанией проектов - строительство трубопровода между Казахстаном и Китаем. У Палестины также международная известность на фармацевтическом рынке. Семь палестинских компаний имеют международный сертификат GMP, позволяющий работать на международном рынке лекарственных препаратов. В частности, две палестинские фармацевтические фабрики работают на острове Мальта. Их продукция в больших объемах экспортируется в Германию и другие европейские страны. Среди препаратов этих фабрик – средства, замедляющие развитие рака. Сегодня рассматривается возможность организации совместного российско – палестинского проекта по производству лекарств в России.

Кроме того, в Палестине благоприятные условия для сельскохозяйственного бизнеса. Например, палестинская клубника считается самой лучшей в мире. Но весь урожай идет на экспорт в Европу. Значительная часть нашей сельхозпродукции экспортируется под маркой израильских брендов. Хотя ее родина находится в Палестине, в окрестностях Иерихона.

Россия тоже великая сельскохозяйственная держава. Но когда в России нулевая температура, в Палестине - +25 по Цельсию. Поэтому сельскохозяйственный сезон в Палестине длится почти круглый год. Сельское хозяйство – сфера возможной кооперации России и Палестины.

Как видите, Палестина это не только палестинские военные...

- Продолжается ли сотрудничество Палестины и России в сфере образования?

- Могу привести Вам статистику международного студенческого обмена. Количество  палестинских студентов в российских вузах с советских времен не изменилось. Оно никогда не опускалось ниже 45 тысяч человек. Среди выпускников – представители современной палестинской элиты. В их числе, например, президент нашей страны Махмуд Аббас. Есть и другие примеры. Например, в советском вузе учился нынешний министр здравоохранения Государства Палестина. Да и я сам когда-то закончил советский вуз. Мы гордимся нашим образовательным сотрудничеством с Россией. Раньше это сотрудничество происходило по линии правительств двух стран. Сегодня выезд студентов происходит через Российский центр науки и культуры в Вифлееме. Это российское учреждение. Его возглавляет гражданин России. Каждый год центра выделяет более 150 стипендий для граждан Палестины. Недавно, кроме Российского центра науки и культуры, был открыт второй подобный центр для организации обмена в сфере образования. Это – Центр Путина, содействующий организации обучения по различным направлениям. Это негосударственный центр, полностью финансируемый лично Владимиром Владимировичем Путиным. Решение о его открытии было принято после встречи Владимира Путина и Махмуда Аббаса в Сочи. Центр многопрофильный, он работает по таким направлениям, как межкультурный обмен, танцевальное искусство, живопись и многое другое. Строительство Центра обошлась более чем в 70 миллионов долларов. Кроме него и Российского центра науки и культуры в Вифлееме, активно работает также Российский центр науки и культуры в Иерихоне.

- Как происходит сегодня культурный обмен между русскими и палестинцами?

- Ежегодно в Палестине проводится Фестиваль российской культуры. В 2017 году мы отмечали Дни палестинской культуры в России. До конца сентября планируем провести также Дни российской культуры в Палестине. Недавно Президент Государства Палестина Махмуд Аббас принял делегацию из семи известных российских писателей. Членов делегации наградили государственными наградами палестинского государства.

- Каковы приоритеты культурного обмена между нашими странами?

- Знаете, когда Махмуд Аббас приезжает в Россию, он всегда делает две вещи. Во – первых, он обязательно встречается с патриархом Кириллом. И, во-вторых, у него происходит встреча с главным муфтием России. Они разговаривают о проблемах развития ислама в мире. Именно мирного ислама. Государство Палестина солидарна с российскими мусульманами, в противодействии радикальному исламу. Летом 2017 года Махмуд Аббас планирует посетить Крым.

Одно из важных направлений культурного сотрудничества связано с поддержкой Русской православной церкви. Правительство Государства Палестина последовательно выступает за возвращение РПЦ всей собственности, когда-либо принадлежавшей русской церкви.

Даже та собственность, которая была когда-либо приобретена палестинцами, возвращена сегодня русской церкви. Последний акт торжественной передачи состоялся во время последнего визита  Махмуда Аббаса в Россию. Речь идет об участках земли в городе Хеврон.

- Как Вы оцениваете современное положение России на международной арене?

- Российская Федерация – сильный игрок на международной арене. Но России не хватает пиара. Между тем, у России много проектов, которые можно и нужно продвигать, активно рассказывая о них.  

- Какова Ваша оценка современных взаимоотношений Палестины и Израиля?

- Для меня это одна из самых важных тем. Я участвовал некогда в палестино-израильских переговорах в Париже и в Осло. Был также в составе палестинской делегации в США. И вхожу до сих пор в состав Совместного палестино-израильского экономического Комитета. На протяжении семи лет в статусе заместителя министра экономики Палестины я курировал вопросы экономических взаимоотношений двух стран. Экономика – это то, что сближает нас. Потому что экономика это всегда кооперация. Но существует ряд нерешенных политических проблем. Отношения Палестины и Израиля строятся на основе принципа «мир в обмен на землю». Мы признали право Израиля на управление 78% исторической территории Палестины. Но по поводу конкретных границ продолжаются споры. Между тем, если рассматривать вопрос исторически, Палестина может претендовать на большее. Согласно резолюции ООН 1947 года, разделение территорий между арабским и  еврейским государствами происходило по принципу 50% на 50%. На мой взгляд, решение политических проблем на Ближнем Востоке очень сильно зависит от позиций Россия, США и Китая. В настоящий момент у этих стран нет единой точки зрения на проблемы арабо-израильских взаимоотношений. Как только она появится, все проблемы будут решены.

Ингрид Ким