Ксения Маркова о русском этикете как самодостаточном явлении социума

Ксения Маркова о русском этикете как самодостаточном явлении социума

Ксения Маркова 

Ksenia Markova

Специалист по западно-европейскому этикету, член Международной Ассоциации Специалистов по Протоколу, исследователь исторических бытописаний развенчивает миф о том, что русского этикета не существует. 

В виду того, что Россию повсеместно уличают в копировании запада хочется поднять тему русского этикета как самостоятельного культурного феномена. Какие этапы становления русского этикета до открытия окна в Европу стоит выделить? 

К.М. Во-первых, Русь однажды крестили. Религия всегда оказывает существенное влияние на быт, уклад и традиции. Этикет, например, католиков и протестантов всегда был отличен даже в мелочах, скажем, прилично ли оставлять еду на тарелке или просить добавки. Эталон русского поведения — скромный, закрытый и богобоязненный — активно проповедовался и таким образом постепенно формировался. Это важно упомянуть для анализа дальнейших событий. Сам процесс крещения, надо заметить, не прошел, что называется «с песнями и плясками» — не все вдруг в едином порыве захотели креститься. Язычество очень долго еще проявлялось. Исходя из моих познаний в истории, русским свойственно жить как бы двумя параллельными жизнями, что называется «на людях» и дома «за закрытыми дверями». Петр I, о котором мы еще поговорим, вроде и в европейское платье нарядил, и иностранным языкам учил, и женщин немного освободил, а все равно еще у Пушкина в «Дубровском», помните, два разных совершенно уклада жизни в соседних поместьях!

«Изборник» 1072 года поучает примерно так: перед старцем-молчание, перед мудрым-послушание. С равным-дружбу иметь… Но правила уже, конечно, не одинаковы для всех. Нормы поведения и как себя держать разные для князя, боярина и холопа. Смирение, трудолюбие и терпение особенно ожидается от низших слоев населения. Вышестоящим требуется отвага и мудрость.

Далее следует упомянуть поучения Владимира Мономаха. Труд называется «Поученье» и датируется концом одиннадцатого-началом двенадцатого века. Кстати, правило предлагать и давать воду всем независимо от ранга и звания там уже есть и современный этикет предписывает воспитанному человеку предложить стакан воды даже курьеру, который принес книги, то есть зашел на минуточку.  Вероятно именно «Поучение» и можно назвать фундаментом русского национального этикета.

В XV веке для бракосочетания с князем Иоаном III из Византии прибыла Софья Палеолог и, как бывает, с прибывшими женщинами, привезла с собой шикарные обряды и традиции своей родины. Появился официальный церемониал, регулирующий, например, церковные богослужения, приемы посольств, торжественные обеды и пиры.

Дальше, наверно, важно упомянуть «Домострой», который не многие читали, но им часто пугают строптивых женщин! Автором второй редакции считается Сильвестр, советник Ивана IV Грозного.  То есть мы в XVI веке. О чем там? Понятно, много о религии и поведении в церкви, как чтить царя (кстати, именно Иван Грозный первым принял этот титул). Подробно изложены правила патриархального русского быта, элементы дипломатического протокола. Ведь «Посольский приказ» появился в 1561 году. Скажем так, почти аналог современного министерства иностранных дел.

Интересно, что Иван Грозный вел переписку с английской королевой Елизаветой I, и однажды именно англичане несколько нарушили протокол и королеве пришлось извиниться. В 1584 году Елизавета приняла царского гонца Бекмана, прибывшего с поручением, в саду. Было жарко и прохладный тенистый сад был очень привлекателен. Но по дипломатическим канонам, посланник государя обязан трепетно оберегать престиж представляемой им монархии, не допуская даже малейшей небрежности по отношению к стране в своем лице. Факт такого необычного приема outdoor вызвал недовольство царя. Почти что «ради мира во всем мире» мудрая Елизавета сочла необходимым в письме оправдаться, что у нее, так сказать, приличный, во всех отношениях, «огород честной и прохладной» и нет в нем «ни луку, ни чесноку».

Какие еще темы охвачены в «Домострое»?

К.М. Кратко говоря: взаимоотношения внутри семьи, поведение гостей и хозяев, рассадка. Например, наиболее почетное место  — во главе стола, почти под иконами, но немного в сторону, оставляя место для Бога. Почетный гость начинал есть первым. Обсуждаются приемлемые темы для разговора. Но сплетни порицаются. Про женщин тоже, конечно, есть, не без того!

Обращали ли вы внимание, что многие россияне закончив трапезу автоматически отодвигают от себя тарелку, хоть немножечко? Европейский этикет, да и светский российский в этом плане строг — ничего никуда не двигаем, просто складываем приборы. Так вот привычка эта национальная –из тех времен. Гость в какой-то момент прекращал есть и в обязанности радушного хозяина входило уговорить его продолжить. Уговаривали тщательно и терпеливо. Отсюда в том числе понятие «понукать»: «Ну попробуйте, ну отведайте…». Гость милостиво соглашался и угощался ещё. А когда уже больше не мог есть, отодвигал от себя тарелку, что и означало решительное и окончательное «Нет, спасибо».

Интересно то, как в те времена было принято выдавать замуж. Вот сейчас много таких шоу по телевизору показывают, ищут то любовь, то мужа и вся прогрессивная общественность возмущена- ах, какое падение нравов! А, между тем, примерно так оно и было в те давние времена и ставки в этой игре были очень высоки. Сколько было интриг среди родовитых семей, сначала, чтобы своя невеста попала, как бы сейчас сказали, на кастинг, а потом вышла из всех конкурсов победительницей. Обычай этот, кстати, тоже идет из Византии, и таких смотров было очень много. Когда Василий Шуйский надумал жениться, сначала представители ездили по разным, в том числе, и весьма отдаленным местностям и отбирали родовитых, из благонадежной многодетной семьи, здоровых и красивых. Потом в следующем туре невесты отбирались еще по каким-то параметрам, кстати, то, как девушки едят и ведут себя тоже играло не последнюю роль. Вышедших в последний круг обучали и воспитывали, наряжали и уж потом показывали царю. В качестве оценки царь раздавал вышитые золотом, серебром или жемчугами платок. На не прошедших в финал тоже весьма охотно женились другие влиятельные лица, кто-то отправлялся домой с призами и подарками, а кому-то — увы, не доводилось дожить и до финала — могли и в ссылку отправить. Так и было! Именно таким непростым путем в 1505 году Соломония Сабурова стала царицей…

Сказать, что русский мир изменился после прихода Петра I — не сказать ничего. Но какие основные принципы социального регулирования вы бы отметили в годы его правления?

К.М. Если честно, я даже не знаю, как сказать о его влиянии в нескольких предложениях… Он изменил все. Он привез к нам кусочки Eвропы и надел на нас европейские костюмы буквально и фигурально выражаясь. Хотя, нужно признать, не видел или не хотел видеть, что многие из них нам были, а может и остаются, не совсем по размеру…

Давайте рассуждать. При Петре I появился настоящий учебник этикета, написанный очень понятным широким слоям населения, языком — «Юности честное зерцало» — с подробнейшим разбором различных этикетных ситуаций и рекомендаций, а точнее, наверно, указаний по поведению. Петр издавал множество Указов по нашей теме. При нем официально появился, как сейчас бы сказали, дресс-код. Вот, например, от 9 апреля 1709 года:

«Нами замечено, что по Невской першпективе и в ассамблеях недоросли отцов именитых в нарушение этикету и регламенту штиля, в гишпанских камзолах и панталонах с мишурою щеголяют предерзко. Господину полицмейстеру Санкт-Петербурга указываю впредь оных щеголей с рвением великим вылавливать, сводить в Литейную часть и бить кнутом, пока от гишпанских панталон зело похабный вид не окажется. На звание и именитость не взирать, тако же на вопли наказуемых», «Замечено, что жены и девицы на ассамблеях являются не зная политесу и правил одежды иностранной, яко кикиморы одеты бывают. Одев робы, и фижмы из атласу белого на грязное исподнее, потеют гораздо, отчего зело гнусный запах распространяется, приводя в смятение гостей иностранных. Указываю впредь, перед ассамблеей мыться с мылом в бане со тщением и не токмо за чистотой верхней робы, но и за исподним такожды следить усердно, дабы гнусным видом своим не позорить жен российских». Неплохо же?!

А как годы матриархата в России отразились на поведенческой моде?

К.М. Все кто был у власти сколько-то повлияли на развитие этикета, церемониала, дипломатического протокола. Елизавета Петровна, дочь Петра, была модной модницей: почти всегда первой встречала прибывшие корабли с французскими тканями, лентами и нарядами и, как бы теперь сказали, стилистами. Что-что, а дресс-код при её дворе соблюдался неукоснительно. Недаром от самой царицы нам в наследство осталось несколько тысяч шикарных совершенно платьев.

Во-первых, требовалось цветовое соответствие наряда интерьеру и окружающему миру. Во-вторых, императрице чрезвычайно шёл мужской костюм, чем остальные дамы никак не могли похвастаться, но маскарады, где требовалось переодевание в костюм противоположного пола, были чрезвычайно популярны. В-третьих, Елизавета не терпела более нарядных , чем она сама дам, поэтому все надевали платья исключительно фасонов, которые Её величество уже носила и они ей надоели — вот такой парадокс моды! В гневе по поводу несоответствие принятому дресс-коду императрица была в отца — страшна. Известны случаи, что и локоны отрезала, и ленты и ещё другие «ненужные» детали туалета. Могла и побрить. Все могла.

А откуда было все эти детали и правила узнать, ведь журналы мод пришли в Россию ближе к концу XVIII века ? При Елизавете Петровне к нам из Европы привозили » Пандоры» манекены или куклы, они -то и являлись наглядным пособием для дам того времени. К радости всего двора, которому изрядно надоело к тому времени все немецкое, Елизавета была поклонницей Франции. Ее с детства учили французскому языку, так как планировали отдать в жены Людовику XV. Собственно, французский язык, именно тогда стал обязательной частью жизни аристократов. При Елизавете Петровне появился «Церемониал для чужестранных послов при российском императорском дворе». Это был первый правительственный акт, обобщавший и утверждавший сложившиеся нормы русского дипломатического протокола.

Также в годы ее правления, а именно в 1744 г. при Императорском дворе было создано специальное подразделение, отвечавшее за организацию и проведение придворных церемоний и торжеств – церемониальная часть. Примечательно, что это подразделение было создано формально при Коллегии иностранных дел. Только в 1796 г. эту структуру переподчинили Придворному ведомству.

Императрица Екатерина II тоже сыграла особую роль в формировании русского этикета. Она буквально заставляла придворных, отнюдь не блиставших хорошими манерами и изысканным воспитанием, придерживаться правил специально разработанного ей «Эрмитажного этикета», в котором настоятельно просила: «Есть и пить вкусно и сладко, но не до такой степени, чтобы забывать свои ноги под столом, когда начнутся танцы». Она также рекомендовала гостям Эрмитажа: «Дорогие фарфоровые статуэтки и прочие вещицы разглядывать глазами, а если попадут оные в руки, то по забывчивости в карманы не класть».

Несколько крупных указов касались дресс-кодов, например, «Об уборе дам, имеющих приезд ко двору и о назначении в какие праздники какие платья носить особам обоего пола имеющим приезд ко двору» или весьма ограничивающий указ, являться ко двору в цветах своей губернии.

Так же Екатерина II требовала, чтобы послы разных стран, находящиеся в России, целовали ей руку. В принципе, поскольку посол — это представитель главы государства, чтобы не получалось, что условно один монарх целует руку другому монарху, практика такого обращения была не в чести.
Екатерина, однако, говоря современным языком, ловко подменяла некоторые понятия делового и светского этикета, кокетливо указывая, что она-таки дама, и все же если не так, так вот так… В общем приучила всех выделять ее таким образом. Когда об этом узнала другая замечательная правительница того времени Мария-Терезия, она то ли по-монарши, то ли по-женски оскорбилась и решила добиваться того же. Однако здесь дипломаты проявили завидное единодушие и твердость, ответив, что, увы, единственная дама сердца у них уже есть. И это — Екатерина Великая.

Какая специализированная литература поможет разобраться в особенностях этикета послепетровского периода?

Со второй половины XVIII века начинают активно печатать пособия по этикету. Вот названия некоторых из них: «Светская школа, или Отеческое наставление сыну о обхождении в свете» (1763—1764); «Женская школа, или Нравоучительные правила для наставления прекрасного пола, как оному в свете разумно себя вести при всяких случаях должно» (1773); «Наука быть учтивым» (1774); «Наставление знатному молодому господину, или Воображение о светском человеке» (1778); «Разговор о свете» (1781); «Карманная, или памятная, книжка для молодых девиц, содержащая в себе наставления прекрасному полу с показанием, в чем должны состоять упражнения их» (1784).

Этикет развивался и менялись правила. Меня, правда, удивляет, когда сегодня некоторые специалисты ссылаются на книгу, например, 1801 года и считают правила написанные там, абсолютной истиной. Правда состоит в том, что этикет — это живая субстанция, и если взять труд и посмотреть этикетные источники, вышедшие, скажем, лет на 10—15 позднее, так там уже часто многое представлено совершенно иначе.

 Предлагаю нанести решающий удар славянофобам и рассказать, как Российский быт повлиял на западный.

К.М. Очень хочется упомянуть Николая I, того самого, который помимо других замечательных дел, оставил русский след в призовой истории великосветских королевских скачек в Аскоте. В 1844 году он по приглашению королевы Виктории прибыл принять участие в модном английском мероприятии. Золотой кубок — высшую награду, в тот год выиграл жеребец Дефенс, и когда царь подошёл посмотреть на победителя поближе, его владелец лорд Альбермарл, от избытка чувств прямо на месте переименовал лошадь в Императора. Все происходящее настолько понравилось нашему царю, что он учредил свой собственный престижнейший Императорский кубок, который разыгрывался ещё десять лет. К сожалению, русско-английский крымский конфликт 1854 года положил конец этой русской традиции на английской земле.

В 1831 году вышли указы, регламентирующие придворные мундиры, а в 1834 году специальным указом устанавливался характер женского придворного платья так называемого «русского» покроя. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялся рангом владелицы. Каждый придворный чин имел званию его присвоенный мундир, причем различалась форма бальная, праздничная, обыкновенная и походная. Чем выше было положение лица, тем больше было золотого шитья.

О ком также нельзя не рассказать в этом параграфе — князь Куракин — персонаж, который оказал влияние на развитие всего европейского этикета. Я бы даже сказала, его вклад, полностью изменил этикетный мир, а значение придуманной им подачи блюд соизмерима с появлением, например, вилки на европейских столах. Шикарный был мужчина!

Александр Борисович Куракин (1752-1818) имел неоднозначную репутацию и до своего назначения послом в Париж. Представитель знатного аристократического семейства он активно участвовал в интригах двора и вот оказался во Франции, где поразил французов своим умением жить на широкую ногу за что и был назван «бриллиантовым князем». По Парижу он передвигался в золотой карете с лакеями и скороходами. Поутру, когда князь просыпался, «камердинер подавал ему книгу вроде альбома, где находились образчики материи, из которых были сшиты его многочисленные великолепные костюмы и образцы платья; при каждом платье были особенная шпага, пряжки, перстень, табакерка и т. д.»,  чтобы все, так сказать, гармонировало и поражало великолепием.

Но для нас важно вот что. В то время на приемах была принята «французская подача», когда блюда просто ставились на стол. Князя это очень раздражало: все остывало, необходимо было подогревать еду, тарелки стояли грязные, приходилось ждать — отвратительно! И вот однажды был продемонстрирован «сервис а-ля рюс», нарядные официанты вынесли тарелки с едой и поставили перед каждым гостем и замерли сзади, ожидая пока гость изволит трапезничать, чтобы после того немедленно убрать куверт. Гостей было очень много и официантов столько же и еще чуть-чуть. Шикарно?! В других домах, конечно, не всегда могли позволить себе такое количество персонала, но идея произвела впечатление. Теперь такая подача блюд, согласно тому, как они перечислены в меню, считается классикой, а первым продемонстрировал ее миру когда-то наш с вами соотечественник.

Русская подача напоминала то, что теперь происходит в ресторане, на приемах с рассадкой или в приличных домах, где еду подают порционно. В истории этикета это был совершенно точно абсолютно новым этапом. Ведь именно это является отправной точкой для нового развития сервировки. Вместе с новой подачей, стол становится принято украшать, например, цветами. Раньше для этого просто и места-то не было: стол в приличных домах был заставлен яствами от и до. Ведь очень долго именно количество предложенных блюд определяло благосостояние хозяина. Кроме того сервис а-ля рюс дал толчок к изобретению и развитию столовых приборов, ведь раньше прогнозировать, что из всего предложенного человек станет есть, не представлялось возможным, а тут уж человечество получило возможность дать волю фантазии.

Появилось много новых правил поведения любителям этикета на радость. Но что тут, на мой взгляд, интересно. Прижившись во всей Европе, кроме, пожалуй, Италии «русская подача» не нашла серьезного отклика в сердцах самих русских, и у нас до сих пор распространена подача всевозможных блюд, и рыбных, и мясных, и салатов, названная по-дурацки «в стол». Отсюда, на мой взгляд, вытекает две особенности русского застолья: у нас не принято пить разные напитки за ужином, чаще — с чего начали, тем и закончили. И второе, у нас нет глубокого знания столовых приборов: в домах подают вилки для закусок и для горячего, например, и все. А как узнать, что будет есть гость, если все уже стоит на столе во всех возможных вариациях?

Теперь извольте высказаться о таком парадоксе, как советский этикет. На мой взгляд из этой культурологической эпохи можно позаимствовать только стандарты гражданского поведения, но не светского и не делового. 

К.М. Наверно, так и есть. Кодекс строителя коммунизма точно не подойдет! Деловой, пожалуй, тоже нет, ибо работа в те времена не подразумевала конкуренции. Что касается светского, то, мне кажется, не все знают изначальное значение «светский». А между тем, этот термин был принят для отличия от «придворного». В те времена, появились салоны, жизнь вне двора стала модной и насыщенной. Позже появились рестораны. По сей день, многие специалисты по этикету считают поведение в ресторане — высшим проявлением хороших манер и логику действий рассматривают с точки зрения удобства для официантов. В этом, конечно, есть некоторый смысл, но классически самым почетным образом социального взаимодействия все же считается приглашение в дом или, как раньше бывало, и сейчас эта мода возрождается — в салон.

Многие винят революцию в том, что она, нивелировала этикет… Это было, бесспорно, огромнейшее потрясение для России, но ХХ век вообще был нелегким для европейцев в целом и для европейской аристократии, в частности. Распалось огромное количество монархий, а значит и дворов и их же всех не то, чтобы с почетом проводили на пенсию… Это были серьезные человеческие трагедии. Две мировые ужаснейшие по своей жестокости войны не могли нигде оставить этикет и хорошие манеры в своем первозданном состоянии. Мир изменился очень сильно. Революции, войны, конечно, смешали классы, развитие промышленности стерло понятие элитарности этикета. Люди начали много путешествовать и переезжать, а значит рамки национальных традиций и этикета тоже стали стираться. Американские богатые невесты, например, очень охотно выходили замуж за английских аристократов и, конечно, их дети уже были другими по духу и воспитанию.

 В Великобритании, Швейцарии и даже Америке есть авторитетные школы, компетентность которых не подвергается сомнению из-за их близости к консервативной элите и сложившейся подражательным путем традиции. А что же в таком случае считать современным этикетом в стране без проявленных примеров высокой культуры в элитных кругах?

Что касается базовых понятий, то в Европе преобладает два вида этикета — английский и французский. Все остальные в той или иной степени в основе своей либо один, либо другой. Там очень много различий. Часто вижу, что говорят о французском этикете, забывая упомянуть несущественную деталь, что так принято только во Франции!

У нас же этикет — смешанный. Много есть и от Франции и от Англии. Так исторически получилось. Например, англичане почти все едят ножом и вилкой, а французы используют нож буквально только в нескольких случаях. Американцы сразу разрезают, скажем, мясо на несколько кусочков и потом обходятся одной вилкой. У нас еще больше тонкостей. Мы едим и ножом, и вилкой, и одной только вилкой. Например в обращении с котлетами фрикадельками, шницелем, голубцами, пельменями и блинами много нюансов… В любом случае то как едят в данной стране все же связано и с тем , что едят и как подают. Я считаю, это имеет право на существование. Если ещё о застольном этикете, то, мы здесь в России говорим больше тостов и они все же обычно длиннее европейских…

Если посмотреть на даты, то уж в плане этикета наше «опоздание» совсем несущественное, поэтому этикет, конечно, в России есть. Но нам все равно, конечно, стоит помнить, что он не является базовым европейским. Некоторые наши правила поведения совпадают, другие — категорически нет. Если помнить про правило принимающей стороны, то находясь в гостях, в европейских странах, мне кажется было бы вежливо учитывать эти различия. Это совсем не плохо, на мой взгляд. Но и иностранцам, правда, тоже пора перестать падать в обморок и нарочито обмахивать друг друга платками, глядя на некоторые наши особенности, мы так же как и все, заслужили право на особенности своего национального этикета.

Тем не менее разночтения в вопросах национального российского этикета будут существовать до тех пор, пока в России не появится сертификация в этой области. Разночтения в правилах этикета встречаются во всех странах, потому что этикет — это не уголовный кодекс, он не регламентирует все возможные области социального взаимодействия. И в нашем случае, как мне кажется, можно попробовать собрать экспертный совет специалистов по деловому, светскому, столовому, западному, восточному этикету, историков и социологов с хорошим образованием и большим исследовательским опытом. Тогда, думаю, у нас будет возможность унифицировать эту дисциплину в России. Ведь в ООН как-то удалось договориться…

Ксения Ферзь